Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
A
A
A
Изображения:
Вкл
Выкл

О слежке за мусоровозами, новых подходах в капремонте и будущем Марадыковского. Министр энергетики и ЖКХ дал интервью порталу Свойкировский

19 декабря 2018

В сферу ответственности Министерства энергетики и ЖКХ Кировской области входят самые болезненные вопросы. Это и состояние коммунальной инфраструктуры, и капитальный ремонт домов, и газификация жилого сектора. Теперь к вышеперечисленному букету проблемных сфер добавилась ещё и мусорная реформа.

Расстрельную по сути должность министра энергетики и ЖКХ чуть больше года назад занял Игорь Редькин – бывший сотрудник УФСИН, первый заместитель главы администрации Свечинского района по вопросам жизнеобеспечения, успевший до этого всего полгода поработать в правительства в кресле замминистра строительства и ЖКХ. В беседе с журналистом портала Свойкировский он рассказал о том, почему будут отличаться «мусорные» тарифы для жителей Кирова и районов области, когда капремонт домов будут проводить комплексно и откроют ли в регионе завод по переработке батареек.

Игорь Юрьевич, год назад Министерство строительства и ЖКХ Кировской области было преобразовано в два: Минстрой и Министерство энергетики и ЖКХ. С чем связано такое преобразование?

– Губернатор принял решение сосредоточить в одних руках две социально значимые отрасли – энергетику и ЖКХ, как раз те жилищно-коммунальные услуги, которые получает население. Это основная цель. Также преобразование было проведено в целях выполнения поставленных задач в рамках национальных проектов.

Сейчас жилищно-коммунальная сфера сосредоточена в одном Министерстве. В нашем ведении находится и новая коммунальная услуга – обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).

Трудности при переходе на мусорную реформу

Одной из наиболее волнующих сегодня тем является переход на новую систему ТКО с января 2019 года. Многие кировчане до сих пор не понимают, как эта система будет работать. В чём её преимущества и недостатки?

– Самая главная задача этой реформы – упорядочить процесс сбора мусора на территории всей области. Не секрет, что при старой системе, которая у нас существовала, многие перевозчики ТКО с целью снижения своих затрат на транспортировку вывозили мусор либо на несанкционированные свалки, либо увозили их вообще в лесополосу. Кроме этого, у некоторых организаций даже не было права заниматься этим видом деятельности, они не платили налоги. Услугой сбора мусора была охвачена только часть области – районные центры и ряд крупных населённых пунктов.

Новая система позволяет централизовать работу на базе одной управляющей организации – АО «Куприт». Это региональный оператор, который будет регулировать все процессы, начиная от сбора ТКО и заканчивая их захоронением и утилизацией. У регионального оператора есть автоматизированная система учёта, которая позволяет учитывать каждый куб, каждый килограмм мусора, который будет образовываться. Система будет отслеживать движение каждого мусоровоза по заданному маршруту. Регоператор будет регулировать всех участников процесса в сфере образования ТКО, начиная от перевозчиков и заканчивая организациями, которые будут заниматься эксплуатацией полигона.

На словах всё выглядит красиво, но по факту у нас никогда не получается так, как запланировано на бумаге. Взять для примера ту же программу капремонта…

– Да, определённые трудности при переходе на новую систему есть – как у нас, так и в целом по стране. Инфраструктура должным образом не создана. К сожалению, не хватает площадок для контейнеров. Ещё один острый момент – необходимо привлечение инвестиций для создания полигонов, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций. Правительство области принимает все меры к тому, чтобы привлечь федеральные деньги. Министерство энергетики и ЖКХ и Министерство охраны окружающей среды Кировской области подготовили заявки в Министерство природных ресурсов РФ на выделение нам субсидии на строительство мусоросортировочных заводов и станций. Федеральные средства запланированы с 2020 года. В 2019 году мы за счёт областных средств планируем разработать проектно-сметную документацию на строительство этих объектов.

Действующее законодательство не подразумевает трату бюджетных средств на строительство полигонов. Поэтому возведение новых объектов будет производиться за счёт инвесторов.

Если говорить об установленном тарифе на вывоз мусора, то из-за разных нормативов накопления плата за мусор с человека для жителей Кирова, Кирово-Чепецка и остальной области отличается. Как рассчитывались эти нормативы и почему появилось такое различие?

– Нормативы рассчитывал подведомственный институт «Кировкоммунпроект» согласно методике по результатам замеров четырёх сезонов – зима, весна, лето и осень. Замеры проводились на территории нескольких муниципальных образований, в том числе Кирова и Кирово-Чепецка. Почему в других муниципальных образованиях норматив ниже? Это естественно. Там в основном частный жилой сектор, многоквартирных домов немного. Люди, которые проживают в частных домах, не весь мусор несут в контейнер, а часть отходов утилизируют в компостных ямах, часть просто сжигают в печах. В городе это делать невозможно, поэтому все отходы несут в контейнер. Поэтому объём образования отходов разный.

В настоящее время прорабатывается вопрос о том, как будет взиматься плата за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. В городских округах предлагается использовать норматив с квадратного метра, а на остальной территории области – с человека. Окончательное решение будет принято 19 декабря на заседании комиссии по переходу на новую систему обращения с отходами.

Также хочу обратить внимание на то, что новая услуга будет коммунальной, значит, все льготы, предусмотренные для граждан, сохранятся. Постановлением правительства Кировской области определена предельно допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи в размере 22%. А для семей, состоящих только из неработающих пенсионеров, если их доход меньше или равен величине прожиточного минимума, - не выше 15% совокупного дохода семьи. При превышении показателя будут выплачиваться субсидии.

За всё заплатят кировчане

В продолжение темы тарифа, первые деньги «Куприт» соберёт с жителей области только в феврале, но система должна заработать уже с 1 января. За чей счёт будут проводиться первые мероприятия реформы?

– Региональный оператор, операторы по транспортированию, операторы, которые эксплуатируют полигоны, - каждый инвестирует свои собственные средства, которые уже заложены в тарифы. Эти средства операторы потом вернут через тариф равномерно в течение 10 лет.

Получается, что все работы оплачивают жители области. Есть ли какие-то мероприятия, которые регоператор выполняет только за свой счёт, а не за счёт населения?

– Такого нет. Обращение с ТКО – регулируемый вид деятельности, и все затраты, которые несут операторы, заложены в тарифе. Другое дело, если при создании инфраструктуры привлекаются бюджетные деньги, тогда затрат будет меньше, чем если бы использовались заёмные или личные средства регоператора.

О будущем «Марадыковского»

Ещё в сентябре 2015 года на объекте «Марадыковский» завершилось уничтожение химоружия. Предлагались различные варианты использования площадки. Недавно федеральные СМИ со ссылкой на Минприроды РФ сообщили, что в посёлке Мирном разместится комплекс по переработке и обезвреживанию отходов первого и второго класса опасности. Инвестором будет «Росатом». Это действительно так?

– Решение о ликвидации объектов по уничтожению химического оружия принимает правительство РФ по согласованию с региональным правительством. В одном из интервью начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин отметил, что до 2025 года предполагается передать последний объект по хранению и уничтожению отходов новому владельцу. Всего таких объектов в стране 7, в том числе «Марадыковский». На сегодня вопрос о передаче объекта «Марадыковский» на государственном уровне не решён.

То есть «Росатом» не обращался по поводу «Марадыковского»?

– «Росатом» действительно обращался с просьбой рассмотреть его вариант о размещении комплекса по переработке и обезвреживанию отходов. Но какого-то решения по нему нет. Он был единственным интересантом.

План по капремонту выполнят на 75%

Давайте поговорим о другой больной теме – о капремонте. В настоящее время не все дома из программы капремонта успевают отремонтировать за год, и остаются не отремонтированными дома с прошлых лет. Почему так происходит? Какие меры принимаются для исправления ситуации?

– Действительно, такая проблема есть. С начала действия программы, то есть с 2015 года, краткосрочный план ни разу не был выполнен на 100%. Самая главная причина – это отсутствие достоверных данных о техническом состоянии многоквартирных домов. Отсюда идёт и некачественное оформление проектно-сметной документации, и возникает много спорных моментов при осуществлении работ. У нас сложился дефицит организаций, которые выполняют проектные работы. Поэтому мы ежеквартально проводим отбор таких подрядных организаций. Сейчас в реестре находится уже 170 подрядчиков.

Муниципальные образования и управляющие компании задерживали сроки подписания и согласования документации. Для этого мы разработали проект правил согласования работ, в большинстве муниципалитетов они уже приняты.

Была проблема и с недопуском рабочих со стороны собственников жилья. Собственников можно понять, когда у них в разные годы запланированы капитальные ремонты системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Никто из нас не хочет каждый год делать ремонт в квартире. Сейчас мы разработали порядок, который определяет невозможность оказания услуги по ремонту в случае недопуска собственником в помещения.

Вы уже несколько раз заявляли об актуализации областной программы капитального ремонта. Что конкретно планируется изменить?

– Мы разработали новую модель региональной программы, в которой основными критериями являются год ввода в эксплуатацию дома, истечение межремонтного срока по видам работ, учёт планируемых начислений.

Новый алгоритм предусматривает выделение работ по группам: замена лифтов; ремонт крыш, фасадов, фундаментов и подвалов (выполнение в один год); работы на сетях теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (в один год); ремонт газоснабжения и электроснабжения.

Есть ли уже конкретный результат от принятых мер?

– Все эти меры позволят прийти к тому, что краткосрочный план будет выполняться. Принятые меры уже дают положительный эффект. Если посмотрим динамику, то в 2015 году краткосрочный план был выполнен на 17%, в 2016 году – на 32%, в 2017 год – на 68,7%, в 2018 году выходит на 75%. В плане текущего года находится 790 домов, планируем завершить работы в 564 домах. При этом в текущем же году были отремонтированы ещё и 169 домов, которые значились в планах предыдущих годов с 2015 года.

По концу года список домов будет актуализирован: из него исключат дома, в которых не требуется капремонт, и те, где собственники не пустили в помещения – их отнесут на более поздний период.

А на 2019 год какие планы по капремонту?

– В следующем году планируем отремонтировать 828 домов. На сегодня почти полностью отторгованы работы по проектированию. По 214 домам уже заключены договоры на строительно-монтажные работы. Было решено торговать работы не в год исполнения, а проводить аукционы заблаговременно.

Главные задачи на 2019 год – 100%-е выполнение краткосрочного плана и проведение качественного ремонта. С 2020 года планируем перейти на комплексность.

Инвесторов отпугивает ветхость

Для решения тех или иных задач в различные сферы привлекают инвесторов. Почему в ЖКХ с этим так сложно? Сама отрасль является непривлекательной или дело в чём-то другом?

– Самая главная проблема в сфере ЖКХ – ветхость основных фондов. Мы все ощущаем на себе то количество аварий, которое происходит в коммунальной сфере и жилищном фонде. В настоящее время федеральным законодательством предусмотрена всего одна форма государственно-частного партнёрства – концессия. Она подразумевает в себе реконструкцию и модернизацию того имущественного комплекса, который находится в аренде. С учётом того, что физический и моральный износ очень большой, соответственно, инвестиционные программы, которые считают потенциальные концессионеры, имеют большую сумму, и эта сумма порой превышает ту валовую выручку, которую они имеют за год. За период действия концессии инвестору очень сложно вернуть вложенные средства через тариф.

Министерство что-то делает для того, чтобы привлечь инвесторов?

– Одной из задач нашего Министерства в следующем году станет привлечение бюджетных средств в сферу ЖКХ, чтобы снизить финансовую нагрузку на инвесторов, которые придут. Уже подготовлен паспорт региональной составляющей федерального проекта «Чистая вода», по которой будут привлекаться финансы на реконструкцию, модернизацию, строительство сетей водоснабжения и источников, чтобы привести качество воды в соответствие. Второй механизм: со следующего года Фонд содействия и реформирования ЖКХ планирует предоставлять финансы на реконструкцию жилищно-коммунального комплекса. Но в этом случае предусмотрено софинансирование со стороны инвестора.

Последние месяцы активно идёт работа по переходу на концессию по теплосетям Кирова. Почему было решено отдать сети концессионеру?

– Сегодня у Кирова есть бесхозные сети, которые никем не обслуживаются и находятся на балансе города. Основные сети по договору аренды обслуживает «КТК», и существует много различных инвестпрограмм, выполнение которых очень сложно контролировать. Когда отдадим в одно соглашение, там чётко будут прописаны все инвестиции. Ежегодно планируется вкладывать в реконструкцию сетей до 700 млн рублей. В следующем году предстоит заключить концессионное соглашение и выйти на реализацию мероприятий.

В завершение разговора хотелось бы узнать о планах на 2019 год. На какие сферы будет сделан упор в работе в следующем году, кроме уже названных?

– В первую очередь, это мусор, следующий год станет годом становления новой системы.

Второй очень важный вопрос – газификации нашего региона. В областном бюджете 2019 года предусмотрены деньги на развитие энергетики. В 13 населённых пунктах планируем построить распределительные газопроводы общей протяжённостью 66 км. В сёлах Ильинское и Шестаково Слободского района и в заречной части Котельнича появятся блочные газовые котельные.

Кроме средств областного бюджета будут привлекаться инвестиции ПАО «Газпром». За счёт средств компании в следующем году завершится строительство газопровода между посёлком Мирный и Котельничем протяжённостью 21 км с подземным переходом через реку Вятку. Также построят газораспределительные сети в Слободском, межпоселковые газопроводы в Вятскополянском, Кирово-Чепецком, Кумёнском, Малмыжском, Оричевском, Слободском и Сунском районах.

В текущем году было привлечено порядка 1 млрд рублей на реконструкцию и модернизацию электросетевого хозяйства. В следующем году продолжим эту работу не ниже нынешних темпов.

Будет продолжена работа по пропаганде энергоэффективных технологий по энергосбережению. В настоящее время в области реализуется 24 энергосервисных контракта. Ими охвачены все городские округа, в частности, уличное освещение во всех городских округах переведено на современные светодиодные лампы, которые позволяют сэкономить бюджетные средства.

Ссылка на первоисточник.