Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
A
A
A
Изображения:
Вкл
Выкл

Часто задаваемые вопросы

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, при этом, особенности создания и деятельности фондов отдельных видов ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах (часть 4 статьи 7 указанного Федерального закона).Таким специальным федеральным законом для специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является Жилищный кодекс, которым предусмотрено, что указанные специализированные некоммерческие организации создаются в форме фондов, а их учредителями являются субъекты Российской Федерации (статья 178), уполномоченные органы которых, исполняя полномочия учредителя, вносят имущественные взносы, за счет которых осуществляется финансирование деятельности данных фондов (статья 179).

Взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, не являются взносами, вносимыми учредившими фондов, и, следовательно, порядок их уплаты не регулируется нормами Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 210, 249, 290), Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах обязаны участвовать в расходах на капитальный ремонт их общего имущества путем внесения взносов на капитальный ремонт (статья 158), которые включены в плату за жилое помещение для собственников помещений (статья 156).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-п.

Обращаем внимание, что средства собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулирующиеся на счете регионального оператора, имеют строго целевое назначение и могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих домах. Использование указанных средств на иные цели не допускается.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со статьями 11,12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации после погашения задолженности предыдущего собственника помещения новый собственник помещения, в целях защиты гражданских прав и законных интересов имеет право обратиться в суд с иском к предыдущему собственнику помещения о взыскании с него задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в полном объеме.

В настоящее время собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов (физическим и юридическим лицам), имеющим задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, региональным оператором направляются претензии с предложением в добровольном порядке оплатить образовавшуюся задолженность. Также ведется работа по судебному взысканию долгов по оплате взносов на капитальный ремонт. При обращении в суд с неплательщика взыскивается образовавшаяся сумма задолженности, пеня и понесенные региональным оператором судебные расходы (государственная пошлина).

В соответствии с действующим федеральным и областным законодательством на предоставление компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт имеют право следующие категории граждан: 

  •  инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; 
  • участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним (бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей); 
  •  лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великую Отечественную войну из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 
  •  ветераны боевых действий; 
  • граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лица, приравненные к ним. 
  • ветераны труда; 
  •  лица, приравненные к ветеранам труда, – ветераны военной службы при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; 
  • жертвы политических репрессий – реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; 
  • педагогические работники и иные специалисты образовательных организаций, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах Кировской области;
  • инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов;
  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет;
  • неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет);
  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет;
  • неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет).

Кто осуществляет расчет компенсации?

Для собственников помещений в многоквартирном доме, выбравшим накопление средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора («общий котёл»), начисление взносов на капитальный ремонт и расчет компенсации осуществляет АО «Региональный информационный центр Кировской области».
Собственникам помещений в многоквартирном доме, выбравшим накопление средств на специальном счете, начисление взносов на капитальный ремонт должна осуществлять та организация или лицо, которые  уполномочены (выбраны) на общем собрании собственников на осуществление расчета взносов на капитальный ремонт.

Уменьшение платы граждан по взносу на капитальный ремонт не производится, а начисляется компенсация.

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполнение которых может финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 9 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» и включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада, утепление фасада, требующего утепления;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 
7) разработку проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
8) проведение экспертизы проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
9) проведение строительного контроля;
10) изготовление технического паспорта многоквартирного дома, осуществляемое один раз в течение срока реализации региональной программы.

При этом и Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 166) и указанным выше Законом области (часть 3 статьи 9) предусматривается, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, то часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет такого превышения, может по решению общего собрания собственников использоваться для финансирования любых услуг и работ по капитальному ремонту.

Причин тому может быть несколько:

  • лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, не передана информация по дому в НКО «Фонд капитального ремонта» в разрезе лицевых счетов.  
  • сведения по квартире представлены как о муниципальной. 
  • при переходе со специального счета на счет регионального оператора, в НКО «Фонд капитального ремонта» владельцем специального счета не переданы сведения о начислениях и оплате взносов в разрезе лицевых счетов. 

В случае, если собственники недовольны качеством проведенного капитального ремонта общего имущества в их многоквартирном доме, необходимо обратиться в НКО «Фонд капитального ремонта» с письменным заявлением. 

В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), абзацем вторым ч. 3 ст. 4 Закона Кировской области от 02.07.2013 №298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» (далее – Закон области) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 №254/210 (далее – Программа), и включенном в Программу при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в Программу. Обращаем Ваше внимание, что указанная норма введена в Закон области Законом Кировской области от 10.11.2015 № 590-ЗО и вступила в законную силу 21.11.2015 (по истечении десяти дней после дня его опубликования).
Исходя из положений ст. 5 и 6 Жилищного кодекса, акты жилищного законодательства, в том числе законы субъектов Российской Федерации, изданные в соответствии с Жилищным кодексом, не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
На основании изложенного норма абзаца второго ч. 3 ст. 4 Закона области распространяет свое действие на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения Программы (т.е. после 21.03.2014) и включенные в Программу после 21.11.2015 (т.е. после вступления в законную силу акта жилищного законодательства).

Для изменения данных о собственнике помещения, площади помещения в квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт  необходимо направить документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество в ООО «Расчетно-консультационный центр» по адресу: г. Киров, ул. Московская, д. 32 или на электронный адрес: info@rkc43.ru

Сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кировской области, которыми руководствуется Фонд при организации работ, указаны в адресном перечне, являющемся приложением к постановлению Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 «Об областной программе «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области». Данный нормативный акт и есть программа капитального ремонта, в которую в настоящее время включено 9936 домов.

Данное постановление находится в общем доступе, его легко можно найти, например, с помощью ПС «Консультант Плюс». Также он размещен на официальных информационных сайтах Правительства Кировской области www.kirovreg.ru, а также Фонда www.fkr43.ru во вкладке «Долгосрочная программа».

В настоящее время на сайте Фонда также создана возможность получить информацию о запланированном капитальном ремонте посредством сервиса «Найди свой дом».

Закон предусматривает несколько возможностей проведения капитального ремонта в более ранние сроки, чем это предусмотрено программой.

Во-первых, если собственники формируют фонд капитального ремонта на специальном счёте. В данном случае они самостоятельно решают все вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта, в том числе и по его срокам.

Во-вторых, собственники вправе в любое время на общем собрании принять решение о проведении капитального ремонта в доме, в том числе, в более ранние сроки. При этом, органы местного самоуправления должны подтвердить, что такой ремонт действительно необходим. Для этого они по заявлению собственников создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, которая и принимает соответствующее решение.

Важным условием для переноса срока работ является достаточность средств. В указанных целях собственники на общем собрании также должны определить источник финансирования капитального ремонта (за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома, либо собственники принимают решение об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт или привлечении кредитных средств, либо за счет средств Фонда с учетом сложившейся экономии).

В-третьих, собственники вправе собрать дополнительные денежные средства и самостоятельно провести работы по капремонту в своем доме в сроки, определенном на общем собрании.

Далее собственники могут обратиться в Фонд за зачетом понесенных расходов, представив следующие документы: заявление, протокол общего собрания, договор с подрядчиком, акт приемки выполненных работ, документы об оплате работ подрядчику, а также список собственников с указанием дополнительных сумм, внесенных ими на капремонт.

После принятия Фондом решения о зачете, собственники будут получать квитанции, содержащие переплату в размере, указанном в таком списке. Переплата будет ежемесячно автоматически уменьшаться на размер начисленного Фондом взноса на капремонт до ее полного зачета.

Для того чтобы перенести сроки проведения капитального ремонта на более ранний или более поздний период собственникам помещений в многоквартирном доме на общем собрании необходимо принять следующие решения:

1) определить председателя и секретаря общего собрания;

2) определить период переноса срока проведения капитального ремонта на более ранний или на более поздний срок с указанием конкретного периода переноса;

3) в случае переноса срока капитального ремонта на более ранний период необходимо определить источник финансирования капитального ремонта при условии, что достаточность средств для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается за счет средств фонда капитального ремонта, т.е. накопленных денежных средств многоквартирным домом достаточно для проведения капитального ремонта; в случае, если денежных средств, накопленных домом недостаточно собственники помещений могут принять решение об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт либо принять решение о проведении капитального ремонта за счет средств Фонда с учетом сложившейся экономии (п. 8.5-1 в ред. постановления Правительства Кировской области от 01.04.2019 №127-П);

4) определить лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

После принятия решения на общем собрании, оформленное протоколом общего собрания, собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переносе срока капитального ремонта на более ранний или более поздний период. Для рассмотрения такого обращения орган местного самоуправления инициирует заседание комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта и принимает решение, оформленное протоколом заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме.

После принятия комиссией решения, собственники помещений в многоквартирном доме или органы местного самоуправления направляют в адрес Фонда заявление, с приложением указанных выше протоколов, которые в дальнейшем будут рассмотрены в соответствии с разделом 8 областной Программы.

Замена одних видов работ на другие виды работ по капитальному ремонту законодательно не предусмотрена. Программой предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта на более поздний или ранний период (процедура переноса срока капитального ремонта расписана выше).

Если после проведения капитального ремонта появились недостатки или дефекты выполненных работ, в первую очередь нужно обратиться в Фонд с письменным заявлением.

Фондом будет проведена работа по установлению причин таких недостатков и, в случае вины подрядной организации, организован гарантийный ремонт, срок которого составляет 5 лет с момента подписания акта выполненных работ.

Отдельно отметим об устранении выявленных протечек после проведения капитального ремонта крыши. Как показывает практика не всегда протечки происходят в результате некачественно выполненных работ подрядчиком. Зачастую их причиной является ненадлежащее обслуживание крыш, в частности, недобросовестная уборка снега обслуживающими организациями, когда в данных целях используется тяжёлый металлический ударный инструмент. После такой уборки появляются многочисленные повреждения профилированного листа в виде сквозных пробоин, вмятин и деформаций кровельного покрытия. В данном случае ответственность за устранение дефектов крыши ложится на лицо, причинившее повреждения.

В случае, если протечки сильные нужно незамедлительно обратиться в управляющую компанию для ликвидации аварии. Далее вопрос протечек будет решаться в общем порядке.

Если жильцы одной или нескольких квартир начинают препятствовать проведению работ по капитальному ремонту (иначе говоря, - отказывать в допуске в квартиру для проведения работ), подрядная организация уведомляет об этом Фонд.

Фонд организует комиссионный выезд на объект, в том числе, с участием представителей органа местного самоуправления, по результатам которого составляется акт установления и/или отсутствия факта воспрепятствования выполнению работ.

Если подтверждается, что один или несколько жильцов не допускают подрядную организацию в свои помещения для проведения работ, срок выполнения работ приостанавливается, а отказавшимся жильцам дается срок 15 рабочих дней для того, чтобы изменить свое решение.

По истечении указанного срока, если доступ всё-таки не был предоставлен, специальной комиссией, в состав которой входят представители министерства энергетики и ЖКХ Кировской области, принимается решение о невозможности (возможности) выполнения работ по капитальному ремонту.

В случае принятия решения о невозможности выполнения работ, такие работы без решения собственников переносятся на более поздний плановый период.

Следует отметить, что, поскольку собственник отказывается предоставить доступ в помещение для проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, он несет ответственность в случае возникновения в связи с этим аварийной ситуации.

В случае причинения такой аварией материального ущерба другим собственникам, они вправе обратиться в суд для взыскания ущерба и морального вреда с собственника помещения, который отказался проводить ремонт общего имущества, проходящего через его помещение.

Указанный выше порядок действует также в случаях отсутствия собственника в помещении в период выполнения работ по капитальному ремонту, а также в случае обнаружения посторонних ограждающих (изолирующих) конструкций, препятствующих проведению работ.

Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд содействия реформированию ЖКХ) на проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 № 18.

Данные правила определяют, что средства на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предоставляются в виде финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ. В данном случае – бюджету Кировской области.

Чтобы получить соответствующую финансовую поддержку, Кировской области в лице губернатора необходимо подать заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ с установленным перечнем документов, который подтверждает:

- что многоквартирный дом, претендующий на предоставление финансовой поддержки, не признан аварийным и подлежащим сносу;

- с года ввода его в эксплуатацию прошло более 5, но менее 60 лет;

- дом оснащен общедомовыми счетчиками;

- капремонт профинансирован не из средств регионального оператора, сформированных за счет взносов собственников на капремонт другого многоквартирного дома;

- расчет платы за коммунальные ресурсы на основании показаний приборов учета непрерывно в течение 12 месяцев, взятых за 3-летний период до даты подачи заявки на предоставление финансовой поддержки;

- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- письмо кредитной организации о намерении выдать заем (кредит) ТСЖ, ЖСК, УК для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (ели привлекается кредит).

После рассмотрения заявки, финансовая поддержка Фонда содействия реформированию ЖКХ может быть направлена на цели возмещения части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом такой ремонт должен привести к уменьшению расходов на оплату коммунальных ресурсов не менее чем на 10%.

За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ может быть направлено не более половины от стоимости работ по проведению капремонта многоквартирного дома и не более 5 млн. рублей на один дом.

Для того чтобы инициировать процедуру получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, уполномоченному общим собранием лицу необходимо обратиться в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации Фонд в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.

На основании изложенного, возможность направлять квитанции на электронный адрес собственников отсутствует.

Обращаем Ваше внимание, на сайте ООО «Расчетно-консультационный центр» www.rkc43.ru доступен сервис «Личный кабинет (капитальный ремонт)», посредством которого возможно распечатать счет-квитанции на оплату взноса на капитальный ремонт, получить информацию по лицевому счету.

Согласно действующему законодательству Кировской области из областной Программы исключаются дома, в которых имеется менее 3-х квартир. Дома, в которых имеется менее пяти квартир (3-4-х квартирные дома) из областной Программы не исключены.