Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
A
A
A
Изображения:
Вкл
Выкл

Задать вопрос

Часто задаваемые вопросы

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, при этом, особенности создания и деятельности фондов отдельных видов ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах (часть 4 статьи 7 указанного Федерального закона).Таким специальным федеральным законом для специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является Жилищный кодекс, которым предусмотрено, что указанные специализированные некоммерческие организации создаются в форме фондов, а их учредителями являются субъекты Российской Федерации (статья 178), уполномоченные органы которых, исполняя полномочия учредителя, вносят имущественные взносы, за счет которых осуществляется финансирование деятельности данных фондов (статья 179).

Взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, не являются взносами, вносимыми учредившими фондов, и, следовательно, порядок их уплаты не регулируется нормами Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 210, 249, 290), Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах обязаны участвовать в расходах на капитальный ремонт их общего имущества путем внесения взносов на капитальный ремонт (статья 158), которые включены в плату за жилое помещение для собственников помещений (статья 156).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-п.

Обращаем внимание, что средства собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулирующиеся на счете регионального оператора, имеют строго целевое назначение и могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих домах. Использование указанных средств на иные цели не допускается.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со статьями 11,12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации после погашения задолженности предыдущего собственника помещения новый собственник помещения, в целях защиты гражданских прав и законных интересов имеет право обратиться в суд с иском к предыдущему собственнику помещения о взыскании с него задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в полном объеме.

В настоящее время собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов (физическим и юридическим лицам), имеющим задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, региональным оператором направляются претензии с предложением в добровольном порядке оплатить образовавшуюся задолженность. Также ведется работа по судебному взысканию долгов по оплате взносов на капитальный ремонт. При обращении в суд с неплательщика взыскивается образовавшаяся сумма задолженности, пеня и понесенные региональным оператором судебные расходы (государственная пошлина).

В соответствии с действующим федеральным и областным законодательством на предоставление компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт имеют право следующие категории граждан: 

  •  инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; 
  • участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним (бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей); 
  •  лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великую Отечественную войну из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 
  •  ветераны боевых действий; 
  • граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лица, приравненные к ним. 
  • ветераны труда; 
  •  лица, приравненные к ветеранам труда, – ветераны военной службы при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; 
  • жертвы политических репрессий – реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; 
  • педагогические работники и иные специалисты образовательных организаций, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах Кировской области;
  • инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов;
  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет;
  • неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет);
  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет;
  • неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет).

Кто осуществляет расчет компенсации?

Для собственников помещений в многоквартирном доме, выбравшим накопление средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора («общий котёл»), начисление взносов на капитальный ремонт и расчет компенсации осуществляет АО «Региональный информационный центр Кировской области».
Собственникам помещений в многоквартирном доме, выбравшим накопление средств на специальном счете, начисление взносов на капитальный ремонт должна осуществлять та организация или лицо, которые  уполномочены (выбраны) на общем собрании собственников на осуществление расчета взносов на капитальный ремонт.

Уменьшение платы граждан по взносу на капитальный ремонт не производится, а начисляется компенсация.

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполнение которых может финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 9 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» и включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада, утепление фасада, требующего утепления;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 
7) разработку проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
8) проведение экспертизы проектной документации (в случае, если ее разработка требуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
9) проведение строительного контроля;
10) изготовление технического паспорта многоквартирного дома, осуществляемое один раз в течение срока реализации региональной программы.

При этом и Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 166) и указанным выше Законом области (часть 3 статьи 9) предусматривается, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, то часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет такого превышения, может по решению общего собрания собственников использоваться для финансирования любых услуг и работ по капитальному ремонту.

Разделом 8 областной программы "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"(утверждена постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210) установлен порядок внесения изменений в Программу, в том числе в части сроков проведения капитального ремонта общего имущества.

Указанный порядок предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме, органы местного самоуправления направляют в Фонд заявления о внесении изменений в Программу с приложением протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с требованиями статей 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 09.07.2015 № 48/380 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», и (или) иных документов в соответствии с действующим законодательством.

Основаниями для принятия решения об отказе во внесении изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок) является:
1) непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт в случаях, установленных частью 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) решения о финансировании указанных услуг и (или) работ за счет иных не запрещенных законом средств.
2) размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет менее пятидесяти процентов от размера начисленных взносов.

Причин тому может быть несколько:

  • лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, не передана информация по дому в НКО «Фонд капитального ремонта» в разрезе лицевых счетов.  
  • сведения по квартире представлены как о муниципальной. 
  • при переходе со специального счета на счет регионального оператора, в НКО «Фонд капитального ремонта» владельцем специального счета не переданы сведения о начислениях и оплате взносов в разрезе лицевых счетов. 

В случае, если собственники недовольны качеством проведенного капитального ремонта общего имущества в их многоквартирном доме, необходимо обратиться в НКО «Фонд капитального ремонта» с письменным заявлением. 

В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), абзацем вторым ч. 3 ст. 4 Закона Кировской области от 02.07.2013 №298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» (далее – Закон области) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 №254/210 (далее – Программа), и включенном в Программу при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в Программу. Обращаем Ваше внимание, что указанная норма введена в Закон области Законом Кировской области от 10.11.2015 № 590-ЗО и вступила в законную силу 21.11.2015 (по истечении десяти дней после дня его опубликования).
Исходя из положений ст. 5 и 6 Жилищного кодекса, акты жилищного законодательства, в том числе законы субъектов Российской Федерации, изданные в соответствии с Жилищным кодексом, не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
На основании изложенного норма абзаца второго ч. 3 ст. 4 Закона области распространяет свое действие на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения Программы (т.е. после 21.03.2014) и включенные в Программу после 21.11.2015 (т.е. после вступления в законную силу акта жилищного законодательства).

Если у вас есть вопрос - напишите нам